Fashion Law
Закон моды с первого взгляда: как связаны мода и право?
В современном мире мода и право все чаще переплетаются, создавая новую область права, известную как Fashion law или Модное право. Это уникальная сфера затрагивает вопросы интеллектуальной собственности, коммерческого права, прав потребителей и многие другие в контексте модной индустрии.
В этой статье мы расскажем подробнее о том, как же связаны между собой мода и право, а так же приведем примеры наиболее ярких споров в мире моды.
Законы, регулирующие внешний вид и облик человека, возникли задолго до появления моды в привычном нам понимании. Например, Закон Оппия уже в 215 году до нашей эры запрещал римским женщинам носить окрашенную в разные цвета одежду. Позднее, в XII-XIII веках, в различных странах, включая Италию, Францию, Испанию, Германию, Швейцарию и другие, принимались "законы о роскоши", которые запрещали определенные стили и цвета одежды и украшений, считая их признаком излишней роскоши их владельцев.

В современном мире Модное право преобразовалось в полноценную отрасль, включающую в себя различные сферы юриспруденции, регулирующие деятельность индустрии моды и легкой промышленности.

Сегодня Модное право включает в себя следующие основные направления:
  • Право интеллектуальной собственности. Одним из важных аспектов модного права является защита интеллектуальной собственности. С проблемами плагиата и копирования своих работ сталкиваются не только известные модные дома, и многие другие компании, производящие одежду или аксессуары. Защита авторских прав и товарных знаков играет ключевую роль в сохранении уникальности и ценности бренда.
  • Договорное право. Грамотно заключенный договор играет ключевую роль в обеспечении стабильности, безопасности и эффективности бизнеса в модной индустрии. Он служит основой для успешного сотрудничества, предотвращая споры и конфликты и обеспечивая юридическую защиту интересов сторон.
  • Регулирование рекламы и маркетинга. Модная индустрия известна своим ярким и часто провокационным маркетингом. Однако существуют законы и правила, регулирующие содержание и распространение рекламы, чтобы предотвратить ложную информацию, недостоверную рекламу и недобросовестную конкуренцию.
  • Права потребителей. Участники модной индустрии должны учитывать вопросы качества товаров, правил возврата и обмена, а также информирование потребителей о происхождении и качестве продукции.
  • Экологическое и этическое право. Эта сфера включает в себя темы использования экологически чистых материалов, справедливых условий труда и вопросы утилизации отходов.
Это лишь часть направлений, которые входят в сферу регулирования Модным правом. Помимо этого, оно затрагивает финансовые, корпоративные, трудовые аспекты правового регулирования, а также права человека, например, с точки зрения законности использования его изображений.

Актуальность Модного права подтверждается наличием большого количества споров и судебных дел, возникающих между различными компаниями и модными домами.

К примеру, Christian Louboutin уже неоднократно защищал красную подошву туфель как свой товарный знак, участвуя в разбирательствах с компаниями, такими как Saint Laurent, VanHaalen, Zara и другими. Стоит отметить, что красная подошва туфель официально признана товарным знаком Christian Louboutin, включая её регистрацию в России.
Кроме того, в течение нескольких лет компании Gucci и Guess вступали в споры относительно логотипа с буквой "G". Gucci возражал против использования этой буквы на товарах Guess, рассматривая это как нарушение своих прав. Судебные разбирательства проходили в различных странах, и не всегда Gucci удавалось защитить свои права на логотип.
Многочисленные споры были и у компании Adidas в ходе защиты своих прав на логотип с тремя полосками. Их оппонентами стали такие компании как ECCO, H&M, Tesla. За все время существования компании, Adidas подали более 50 исков в защиту своего бренда, завоевав тем самым репутацию корпорации, которая решительно защищает свои интеллектуальные права.
Следует отметить, что защите могут подлежать не только товарные знаки и логотипы, но и дизайн товаров или их упаковки. В качестве примера приведем случай с Kiko Milano. Компания Lulu, производящая косметические товары, копировала дизайн упаковок косметики Kiko Milano, создавая в глазах покупателей впечатление, что продукции Kiko и Lulu являются брендами одной компании. По результатам социального опроса более 400 женщин, участницы посчитали товары брендов и их упаковку схожими до степени смешения. Данное дело было разрешено в пользу Kiko Milano.

Все вышеперечисленное подтверждает важность Модного права в современном мире. Сегодня курсы по Модному праву читаются в университетах различных стран мира не только для юристов, но и для специалистов в сфере дизайна и моды, а в 2010 году Дианой фон Фюрстенберг и Советов дизайнеров США был создан Институт Модного Права.
Команда ProFashionLaw Consulting в 2019 году организовала и запустила Fashion Law Club в компании Lamoda, в рамках которого рассказывала коллегам про право в модной индустрии и про наиболее яркие судебные споры между крупными фэшн ритейлерами, брендами и модными домами. Этот проект был представлен вниманию не только юристов, но и коллег из бизнеса.
Сегодня модное право является неотъемлемой составляющей успеха в индустрии моды и легкой промышленности. Оно служит фундаментом для защиты творческого труда дизайнеров, обеспечивает права потребителей на честную и безопасную покупку, а также способствует развитию этичных и устойчивых практик в сфере моды.
Для компаний, занимающихся производством и продажей товаров в мире моды, соблюдение норм и законов модного права становится необходимостью. Это не только гарантирует их законную деятельность, но и способствует построению доверия со стороны потребителей и укреплению позиций на рынке.
Made on
Tilda